mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

549.Экспертный совет по компьютерным играм. Взгляд участника

Прошло уже третье заседание Экспертного совета по компьютерным играм при Комитете по СМИ Госдумы, посвященное инвестициям в игровую индустрию. А это даже у нас уже индустрия, в мире же она уже сравнялась с кинопроизводством и быстрым темпом продолжает развиваться. Разговор был предварительным, так как надо было сначала обсудить в своём кругу актуальные вопросы, а уже потом пытаться выходить на серьёзных инвесторов. Поэтому приглашенных было мало, да ещё из профильных инвесторов некоторые не смогли пробиться в Госдуму, показательный момент, кстати. Запись выложу чуть позже, сейчас заметки Константина Говоруна, редактора "Страны игра", юзера darkwren "Игровая академия. Duma edition:

Подхожу к зданию Госдумы и внезапно вижу очередь из двух сотен студентов. Спрашиваю охраннику, есть ли шоркат для специальных гостей, — говорит что нет, все с разовыми приглашениями равны. В очереди смирно стоят и взрослые мужики, да. Мрачно иду вдоль нее и нащупываю телефон — звонить организаторам, чтобы разбирался с фейлом.

Тут меня внезапно ловит мужчина в пиджаке. «Константин, вы же тоже на заседание. Давайте прорываться вместе». Мужчина подходит к первому студенту в очереди и начинает ему втирать: «Молодой человек, не могли бы вы нас пропустить… У нас заседание комитета через десять минут, а вот эксперт (показывает на меня) должен делать доклад перед депутатами Госдумы… Если опоздает — все сорвется!!! Там Митрофанов сидит, все уважаемые люди сидят, а эксперт в очереди застрял…» Я изображаю из себя беспомощного, но очень талантливого ученого из фильмов. Студент тушуется и пропускает. Я внутренне аплодирую коллеге — классно использовал прием «просить как бы не за себя».

Поднимаюсь наверх — а в зале совсем мало людей. Михайлов из Администрации Президента сокрушается: оказывается, представитель инвесторов подъехал, увидел очередь на входе, развернулся и уехал. Такой вот ранимый. Как выяснится позже, люди из индустрии вовсе проигнорировали приглашение. Депутаты (что Митрофанов, что Деньгин) застряли на предыдущем заседании — видимо, обсуждали Крым и вот это все. В итоге, как и в прошлый раз, на заседании сидели игрожуры, Михайлов и странные чуваки, которые хотят от государства денег.

Михайлов, как я писал в прошлый раз, шарит в играх, геймер. Начал с обсуждения о том, кто на каких серверах играет в ArcheAge. Кто-то из странных чуваков начал задавать мне вопросы а-ля «встреча «СИ» с читателями», о судьбе продолжения «Космических рейнджеров» — совсем не то, что мы ожидаем от Думы.

Собственно заседание в отсутствие ключевых людей прошла в формате «давайте решим, зачем мы здесь вообще собрались, что нужно обсуждать и кого приглашать».

Что хочет Михайлов? Чтобы в России делали больше хороших игр (нормальных, не мобильных, но онлайновые ему Ок). Потому что это инновационная экономика, рабочие места, доходы. Ну и ему самому лично прикольно поиграть во что-то хорошее отечественное — это вот читались между строк. Тема патриотизма тоже важна (так проще мотивировать выделение средств), но это не основная задача. При этом Михайлов в курсе, что игровая индустрия поделена уже между транснациональными издателями, и понимает, что конкурировать с ними напрямую — самоубийство. Поэтому нужно сотрудничать с ними и одновременно искать нишу, где наши компании были востребованы.

Одновременно он считает, что частные инвесторы в России недооценивают возможности игровой индустрии. Дескать, деньги у них есть, но они либо не знают об этом рынке, либо плохо в нем разбираются, и только поэтому не вкладывают. Михайлов хочет как-то собрать в одном месте инвесторов и производителей игр и мотивировать их начать сотрудничать. Понравилась ему и идея поддерживтаь образовательные программы в области компьютерных игр.

Я посоветовал несколько вещей. Во-первых, обратить внимание на опыт Канады — просто вот изучить, как они игры поддерживают, и сделать так же. Потому что реально работает. Во-вторых, сконцентрироваться именно на больших проектах с циклом разработки в 3-5 лет, потому что на маленькие мобильные игры инвесторы и так в очередь выстраиваются. В-третьих, если и поддерживать образовательные программы, так только стажировку в реальных западных компаниях. Именно «учить на разработчика игр» — нет, не надо, в мире нет такого успешного опыта. В-четвертых, если и тратить бюджетные деньги — так только под плотным общественным контролем.

Коллеги упомянули кикстартер, и как-то в разговоре родилась идея того, что государство могло бы докладывать деньги в проекты, поддержанные краудфандингом. Условно говоря, собрала игра миллион рублей от реальных пользователей — государство добавило еще четыре. Потому что раз людям нужно — значит, не говно, а действительно хорошая идея.

Михайлов несколько раз озвучивал мысль о том, что нужно в России при Думе создать некий постоянный орган авторитетных людей, которые бы принимали решения про игры. Ну, например, определяли бы, что поддерживать, или выдавали награды за достижения. В его терминология это должна быть Академия. С академиками. Ну, как академики, которые Оскара присуждают.

Я в какой-то момент не выдержал и сказал, что слово «академики» делает мне смешно, потому что ну кого в России можно без смеха назвать «академиком от игр»? Россия, по сравнению с Западом, только учится делать игры. У нас есть уважаемые люди, авторитетные люди — без вопросов, но лучше обойтись без пафоса.

Не нужно вспоминать о Пажитнове только — он после «Тетриса» ничего не сделал и вряд ли может оценивать современные игры (разве что быть свадебным генералом). В российской индустрии также много уважаемых людей, которые буду тянуть одеяло на себя. Один будет агитировать за злой арт-хаус, другой — за хардкорную симуляцию военной техники, третий — за фритуплей, а четвертый будет требовать уволить всех, кто не согласен с ним. То есть, я бы порекомендовал в совет людей, вроде Орловского и еще нескольких, но повторюсь, что их в принципе в России не так много, и без слова «академики» лучше обойтись.

Дальше Михайлов предложил сделать государственную премию в области игр — я ему напомнил о КРИ и пообещал дать координаты ее организаторов. Михайлов еще говорил о премиях игрокам и «модераторам» — ок, я предложил выдавать премию и лучшему игровому журналисту года. ;P Это был единственный момент, когда я попросил что-то для себя.

Однако коллеги не были столь же бескорыстны. Одни всю дорогу молчали и просто строчили в твиттер репортаж (вообще-то, их позвали обсуждать тему, а не освещать ее). Другие во второй уже раз занимались самопиаром (я в это время корчил рожи и фоткался с красивой девушкой справа). Более того: оказалось, что игровой телеканал уже успел подать официальную заявку в Госдуму с просьбой организовать ему федеральное вещание, а два игровых медиа тоже для себя что-то попросили. Ох.

Под конец я скажу одну важную вещь. Конечно, многие люди в индустрии справедливо полагают, что лучше с государством не иметь никакого дела, спокойно работать, зарабатывать деньги и все. Однако довольно глупо прятаться от государства и отказываться разговаривать с ним. Потому что в какой-то момент окажется, что власть приняла очередное идиотское решение по играм. Поднимется крик. А власть такая — «ну, вы же нам не объяснили вовремя, что такое виртуальная валюта, что такое стим, что такое кикстартер, вот мы случайно их и запретили». И рассказывать все это лучше не постфактум, не постами в бложиках, не петициями и не митингами, а живьем и живым людям. А если и после этого все равно примут идиотический закон — ну тогда они действительно силы зла, а вы все в белом.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments