mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

101.ПолитПсковЪ. М.Голиков о псковской электроэнергетике

Важную тему состояния псковской электроэнергетики затронул в статье "Удачный опыт компромисса" Максим Голиков в журнале «Эксперт Северо-Запад»":
     
"Специфическая структура энергопотребления и отсутствие конфликта между сетевой и сбытовой компаниями сделали псковскую энергетику менее уязвимой в условиях экономического кризиса
      Псковская электроэнергетика имеет ряд особенностей, которые делают ее весьма интересной для анализа, особенно когда речь идет об антикризисном менеджменте. Часть их может существенно снизить влияние кризиса на развитие отрасли, другая же, наоборот, таит в себе скрытые угрозы, которые, впрочем, еще есть время распознать и нейтрализовать.
Высокий уровень потерь
       Особенности псковской энергетики сложились исторически, определив проблемные точки отрасли. Большое число населенных пунктов (порядка 8 тыс. на область с населением менее 700 тыс. человек), половина которых – малонаселенные, обусловило протяженность сетей: более 45 тыс. км линий электропередач (ЛЭП), причем в основном это электрические сети напряжением 10/0,4 кВ. Понятие рентабельности для многих ЛЭП неприемлемо, особенно когда несколько десятков километров линии ведет к деревушке, в которой осталась пара-тройка жилых домов. Недофинансирование сетевого хозяйства в перестроечное время и сдерживание роста тарифов в последующие годы определили высокую степень износа сетей (более 65%), которую псковские энергетики отчасти пытаются компенсировать мастерством мобильных ремонтных бригад.
       Наличие большого числа потребителей, проживающих в малых населенных пунктах в сельской местности, обусловило также относительно высокий по сравнению с другими регионами Северо-Запада уровень потерь. В силу низких доходов сельчан небольшая задолженность не воспринималась ими как нечто из ряда вон выходящее. Порой она копилась месяцами и годами. Доехать же до каждого дома и проверить показания счетчиков и наличие несанкционированных подключений далеко не всегда возможно, однако стоит отдать должное энергетикам: планомерная работа принесла плоды –потери сократились с более чем 20% до 13−14%.
       Несмотря на размер сетевого хозяйства (в соседней Новгородской области протяженность ЛЭП в два раза меньше), «Псковэнерго» удалось добиться высокой степени консолидации сетей, большая часть муниципальных сетей приобретена в начале 2000−х годов
" .
     Тогда, кстати, продажа обладминистрацией сетей "Псковоблэнерго" "Псковэнерго" оппозицией подавалась как афера и неверное действие, было даже соответствующее уголовное дело о якобы заниженной стоимости сделки, хотя РАО ЕЭС, потом посчитало её коммерчески убыточной, так как сети были в плохом состоянии и требовались большие инвестиции. На самом деле продажа была экономически оправдана, а цена вполне адекватна - (Прим.ППЪ)
      "Хотя бесхозные сети еще являются проблемой, их количество сокращается ежегодно. Несмотря на кризис, в этом году собственника обретут еще 69 объектов. В целом доля «Псковэнерго» на рынке сетевых услуг составляет порядка 94% (самый высокий показатель среди филиалов ОАО «МРСК Северо-Запада»). Полезный отпуск электроэнергии – чуть менее 1,6 млрд кВт·ч. Годовая выручка – 1,7 млрд рублей с учетом ФСК, или порядка 1,5 млрд рублей без учета ФСК. В пересчете на протяженность сетей сумма невелика. Она объясняется незначительной сравнительно с другими регионами долей промышленных потребителей.
      Стоит сказать, что структура потребления электроэнергии в Псковской области уникальна для Северо-Запада: лишь здесь доля населения приближается к одной трети. Еще почти треть составляет промышленность, куда преимущественно входят небольшие по российским меркам предприятия. Оставшиеся потребители – федеральные, областные и муниципальные предприятия, учреждения, торговля и сфера услуг. Такая структура потребления, от которой энергетики в предшествующие годы вряд ли были в восторге, в условиях кризиса стала своего рода подушкой безопасности для псковской электроэнергетики (падение полезного отпуска и потребления в разы ниже, чем в других регионах Северо-Запада).
      Особый путь
       Во многих регионах кризис обострил отношения между сетевой компанией и компаниями сбытовыми. Однако в Псковской области этого не произошло. Причина – особый путь реформирования. В отличие от базового варианта, по которому шли другие региональные энергосистемы Северо-Запада, здесь выделены отдельные виды деятельности и созданы «дочки». В компетенции «Псковэнерго» оставлено два вида регулируемой деятельности – передача электроэнергии электросетям и техприсоединение.
       В соответствии с политикой РАО «ЕЭС России» «Псковэнергосервис», специализирующийся на испытании подстанционного оборудования и выполнении сервисных функций по ремонту, продан. «Псковэнергоавто» занимается обслуживанием транспорта и спецмеханизмов. ОАО «Псковэнергосбыт» после выделения выполняло функции агента «Псковэнерго» по покупке электроэнергии на оптовом рынке для всего региона. ОАО «Псковэнергоагент» решает те же задачи на розничном рынке, а также занимается приборами учета и потерями совместно с «Псковэнерго». С 1 апреля 2008 года все три общества стали 100−процентными «дочками» ОАО «МРСК Северо-Запада».
       Стоит отметить, что «Псковэнергосбыт» – единственная сбытовая компания, принадлежащая «МРСК Северо-Запада», и его подчиненность сетевой компании позволила сохранить хорошие деловые отношения с «Псковэнерго», что в условиях кризиса стало очень важным фактором стабилизации региональной электроэнергетики.
        В отличие от большинства регионов, в Псковской области сбыт не стал частным, хотя к этому приложено немало усилий: низкая доля крупных потребителей в структуре энергопотребления сделала «Псковэнергосбыт» не слишком привлекательной компанией и покупателя не нашлось. Это обстоятельство, вероятно, огорчило энергетиков, однако сейчас, в условиях кризиса, стало неоценимым преимуществом. «Псковэнергосбыт», являющийся в Псковской области гарантирующим поставщиком, выполняет все обязательства перед сетевой компанией, чему могут позавидовать сетевые организации ряда регионов, проводящие немало времени в судах и спорах со сбытовыми компаниями. Впрочем, дается это нелегко.
       «Кризис мы почувствовали еще в декабре 2008 года, а в январе 2009−го ситуация заметно осложнилась. Падение производства вызвало снижение потребления. Падение энергопотребления даже на 1% по сравнению с прошлым годом, возможно, кажется незначительным, но в пересчете на рубли – цифра весомая, – рассказывает генеральный директор „Псковэнергосбыта“ Ольга Смирнова. – Нам приходится брать намного больше кредитов, при этом из-за роста дебиторской задолженности отдавать их становится сложнее. Особенность работы на оптовом рынке такова, что мы должны оплачивать электроэнергию четыре раза в месяц, а выручка поступает неравномерно: в начале месяца – 13%, в конце – 37%. Связано это с тем, что у населения и бюджетных организаций нет авансовых платежей, в отличие от нас. Соответственно возникают кассовые разрывы. Решать эту проблему позволяет кредитный договор с ВТБ Северо-Запад».
        В среднем при месячной выручке 300 млн. рублей «Псковэнергосбыту» приходится занимать порядка 100 млн. Проблема усугубляется тем, что нередко банки предлагают процентные ставки выше, чем компания может себе позволить согласно решению совета директоров.
       «Псковэнергосбыт» является участником рейтинга журнала «Эксперт Северо-Запад» «250 крупнейших компаний Северо-Запада». Все последние годы он входит в пятерку лидеров по объему реализации среди псковских компаний. Отметим, что помимо «Псковэнергосбыта» на территории области действуют еще две сбытовые компании, рыночная доля которых в области относительно невелика (менее 5%). В целом псковский рынок мало интересен для частного сбыта, поскольку отсутствуют крупные энергопотребители. Учитывая в среднем 6−копеечную сбытовую надбавку в конечном тарифе, именно крупный бизнес мог бы дать хорошую выручку сбыту при минимуме затрат.
       Другая уникальная черта псковской энергетики сформировалась еще при реформировании энергосистемы. Речь идет о «Псковэнергоагенте». Не секрет, что кризис сказался и на нем: часть сбыта просто прекратила оплачивать заказываемые объемы электроэнергии из-за финансовых проблем. «Мы стараемся выполнять свои обязательства в полном объеме, – говорит Ольга Смирнова. – Хотя в условиях экономического кризиса это намного сложнее». Впрочем, не все проблемы псковской энергетики связаны с кризисом: та же реформа ЖКХ, обусловившая появление на рынке множества управляющих компаний, открещивающихся от долгов их предшественников, усложняет работу по сбору средств за потребленную электроэнергию, добавляя проблем «Псковэнергоагенту».
Падения потребления не произошло
       Кризисные явления в российской экономике обусловили существенное падение энергопотребления почти везде, но не в Псковской области, где оно сократилось лишь на 1%, а полезный отпуск – на 2%. «Падение промышленного энергопотребления перекрывается ростом потребления населения, малого бизнеса, предприятий сферы услуг, – поясняет генеральный директор „Псковэнергоагента“ Татьяна Чурикова. – Рост потребления населения, правда, не такой большой, как в прошлом году (2,6 против 5,4%), но тенденция сохраняется. Также рост в 3% демонстрирует непромышленное потребление. В итоге эти два сектора нивелируют 13−процентное падение энергопотребления 103 крупнейшими потребителями области по итогам первых пяти месяцев 2009 года». Не наблюдается падения и по сельхозпроизводителям. В то время как по части девелоперских проектов, получивших техусловия для присоединения к сетям, никаких практических действий не производится (вероятно, они отложены инвесторами), работы по техприсоединению аграрных комплексов идут полным ходом.
       Проблема задолженности, характерная для многих российских регионов, пришла и в Псковскую область: по данным «Псковэнергоагента», за первые пять месяцев года дебиторская задолженность возросла на 50%. Казалось бы, это должно ухудшить отношения между сбытом и сетями, однако этого не произошло опять же в силу уже описанной местной специфики.
       Проблема энергосбережения пока актуальна лишь для крупных потребителей, некоторые из которых, к примеру Псковский хлебокомбинат, уже вкладывают инвестиции в новые технологии и оборудование, позволяющее снизить долю затрат на электроэнергию в структуре себестоимости продукции. Впрочем, энергоемких потребителей, таких как «Псковский гончар», в области осталось совсем мало – в себестоимости производства продукции большинства предприятий доля платежей за электроэнергию составляет от 3 до 7%. Предприятия в большинстве своем стараются исправно оплачивать счета, их основная проблема сейчас скорее в отсутствии определенности с заказами. Приходит новый заказ – растет энергопотребление, не приходит – потребления нет. Это обстоятельство затрудняет прогнозирование энергопотребления, выручает опять же невысокая доля промышленного потребления в общей структуре.
       Ситуация с тарифами на электроэнергию в Псковской области также имеет свою специфику. Во-первых, невысокое потребление при такой большой сети, содержание которой требует немалых затрат, уже определяет невозможность низкого тарифа. Однако средние тарифы для населения в Псковской и соседней Новгородской (где протяженность сетей меньше, а энергопотребление заметно выше) областях сейчас фактически сравнялись. Отметим, что для жителей региона, как правило, утверждались более низкие тарифы, чем, к примеру, для малого бизнеса. Заниженные тарифы для городских и сельских жителей субсидировались за счет завышенных тарифов для предприятий, что не способствовало росту конкурентоспособности их продукции. Желание восстановить справедливость назрело давно: даже сейчас перекрестное субсидирование обходится предприятиям только Псковской области в 400 млн рублей, в условиях экономического кризиса продолжение такой политики могло негативно сказаться на промышленности. В этой связи рост тарифов для населения на 2009 год, более высокий в процентном выражении, чем для промышленных предприятий и малого бизнеса, выглядит вполне логичным
".
     В 1997-2004 гг. проводилась политика поддержки промышленности, несмотря на общие тяжёлые условия, тарифы для бюджетников были выше промышленных (это было предпринято ещё и потому, что среди бюджетников значительную долю составляют федералы - армия и т.д.), а тарифы для населения были подтянуты к промышленным, в результате удавалось удерживать тарифы для промышленности примерно на уровне новгородских, где куда большее потребление и существенно меньшие сети)" - (Прим. ППЪ).
       "Часть экспертов полагают, что единые тарифы для каждой категории потребителей по всему Северо-Западу дали бы псковским предприятиям конкурентные преимущества, однако для этого надо менять законодательную базу, что вряд ли произойдет в ближайшее время. Помощь предприятиям могла бы прийти с другой стороны, а именно – в виде упрощения процедуры технологического присоединения к сетям. С выходом новых правил тема получила еще один импульс для обсуждения.
Кризис не снял проблемы дефицита мощностей.
       Проблемная ситуация с подключением к электросетям в областном центре сложилась еще до выхода новых правил. В 2008 году четыре подстанции 110 кВ Пскова имели загрузку, превышающую предельно допустимую, загрузка еще 11 подстанций напряжением 110/35 кВ была более чем на 70% выше предельно допустимой. Город остро нуждался в развитии сетевого хозяйства. Рост загрузки сетей был вызван развитием в предкризисные годы. К слову сказать, еще в 2000 году проблем с получением мощности просто не существовало. Решать проблему в комплексе мешало отсутствие в Псковской области тарифа на подключение единицы мощности, когда предпринимателю достаточно просто просчитать расходы на подключение к сетям, умножив стоимость 1 МВт на число необходимых ему мегаватт мощности. И, исходя из этого, определить место для расположения производства или ведения бизнеса. Энергетикам это дало бы возможность не выискивать наиболее оптимальные технические и экономические решения для каждого заявителя, а составить долгосрочный план по строительству новых и реконструкции имеющихся мощностей.
       «Сейчас мы работаем по индивидуальным тарифам, что замедляет сам процесс, – рассказывают специалисты „Псковэнерго“. – Вначале мы получаем заявку, затем необходимо разработать технические условия, документацию, согласовать проект, получить разрешение на строительство, согласовать, сдать проект в Государственный комитет Псковской области по тарифам, который утверждает сметную стоимость. После этого можно точно сказать, во сколько обойдется 1 кВт подключаемой мощности, ведь у каждого конкретного заявителя он будет свой. После утверждения этой суммы, если договор не превышает 500 тыс. рублей, мы работаем без конкурса. Если превышает, то проводятся конкурсные процедуры, а это еще как минимум месяц. В итоге на стартовых условиях потребитель теряет четыре-пять месяцев».
       «Если встать на место предпринимателя, его волнуют и стоимость, и сроки технологического присоединения, – соглашается руководитель Псковского УФАС России Владимир Кобыжча. – И, конечно, удобнее, когда определена цена подключения 1 кВт: чем больше прозрачности, тем лучше. Но в Пскове пока такой прозрачности нет: сложно подсчитать расходы на присоединение к сетям, условия в зависимости от технических возможностей везде разные и стоимость техприсоединения может различаться в разы. Если сделать хотя бы разбивку по зонам, предпринимателям будет намного проще, также проще будет и энергетической компании, которая заинтересована в том, чтобы сделать информацию о разных условиях техприсоединения максимально прозрачной. В Пскове есть места, где не хватает мощностей, поэтому предложение по разделению на зоны и введение платы в зависимости от загруженности мощностей вполне актуально. Но раз и навсегда поделить город на зоны нельзя: открытие новых производств может повлиять на ситуацию с дефицитом мощности. Ситуация меняется, кризис рано или поздно закончится, начнется экономический подъем».
       Идею установления фиксированного тарифа за присоединение единицы мощности разделяет и «Псковэнерго», подавшее свои расчеты по этой теме в Комитет по тарифам еще полгода назад. Согласно им, Псков можно было бы поделить на четыре зоны, установив для каждой свой тариф на единицу мощности; для Великих Лук предлагается единый тариф на весь город. Упростить же решение проблемы техприсоединения как таковой энергокомпания пытается путем открытия центров обслуживания клиентов, чтобы, используя принцип одного окна, сделать процедуру более прозрачной. Первый такой центр появился еще в декабре 2007 года.
       Введение в действие новой редакции Правил техприсоединения вызвало немало вопросов у псковских энергетиков. Половина всех заявок поступает от населения, выделенного в льготную категорию, а в другой половине существенную долю составляет малый бизнес – еще одна льготная категория. Вопрос о компенсации затрат стоит весьма остро, ведь себестоимость работ явно дороже установленных для потребителя льготной категории 550 рублей. «Мы нацелены на полное выполнение всего, что прописано в правилах, но существуют определенные трудности, – рассказывает директор филиала ОАО „МРСК Северо-Запада“ „Псковэнерго“ Александр Тимофеев. – Судя по числу заявок и сложившейся тенденции по подключениям физлиц с мощностью до 15 кВт, выпадающие доходы с введением льготы могут составить порядка 90 млн рублей. Энергокомпания подала заявку на включение этих средств в тариф на 2010 год. Однако в 2010−м также пойдут новые заявки и денег может просто не хватить». А если возможность льготного подключения потребителей вызовет ажиотаж, то проблема компенсации затрат встанет еще более остро. Оплачивать льготное подключение (а две трети подающих заявки – дачники, проживающие в соседних регионах) придется всем энергопотребителям области. Поскольку 1 копейка в тарифе дает в итоге всего лишь 15 млн рублей выручки, для компенсации 90 млн рублей в среднем тариф должен вырасти дополнительно на 6 копеек.
       Другой проблемой могут стать сроки. Сделать проектную документацию, получить разрешение на землеотвод, строительство, утвердить тариф, провести торги по выбору подрядчика и выполнить все работы за полгода, когда только для земляных работ в Пскове надо получить порядка 20 согласований, – скорее мечта, чем реальность. Опасения энергетиков вызывает и отмена приемки объектов надзорным органом: кто знает, насколько качественно потребитель проведет сети в своей зоне ответственности?
       «Посредством новых правил власть пытается сделать технологическое присоединение более прозрачным и экономически обоснованным», – объясняет основную цель их введения Владимир Кобыжча, добавляя, что «стоит отметить различия в региональных условиях». Антимонопольная служба уже запросила у энергетиков рекомендации по совершенствованию Правил техприсоединения. Вероятно, третья редакция станет далеко не последней.
В перспективе лет
       «Энергетика инерционна, поэтому, несмотря на сдерживание тарифов в предшествующие годы, обусловившее недофинансирование отрасли, нам удавалось поддерживать надежность энергоснабжения во многом благодаря людям – главной ценности компании. В таких условиях можно прожить еще год-два. Что будет дальше – сложный вопрос», – обозначает проблему Тимофеев. Возможно, ее решением могло бы стать тарифообразование на длительный срок, которое обеспечит долгосрочное финансирование модернизации сетей и реализацию инвестиционной программы, рассчитываемой на длительный период.
       Кстати, принятие тарифов на больший, чем сейчас, период предусматривает использование RAB-метода, вопрос лишь в том, сколько понадобится времени для такого перехода. Ведь метод предполагает учет экономических критериев, в том числе доходности на вложенный в модернизацию сетей капитал, что, естественно, может вызвать рост тарифов для потребителей. Впрочем, это все же относительно небольшая плата за надежность. Пока же энергетикам Псковской области удается выполнять свою основную задачу – поддерживать надежность энергоснабжения, а прогнозируемое на 2009 год снижение полезного отпуска ограничивается лишь 3%. Последнему обстоятельству могли бы позавидовать их коллеги из соседних регионов, однако здесь никто не испытывает эйфории
."http://www.expert.ru/printissues/northwest/2009/29/energetika/   
      Материал актуальный и интересный. Правда, оказалась слегка затушёвана проблема высоких тарифов, которые постоянно негативно влияют на хозяйственную деятельность. Реформа электроэнергетики по Чубайсу не ликвидировала базовой несправедливости в региональных тарифах, которая появилась при переходе от советской системы зон. АПО в 2003-2004 гг. предпринимала серьёзные усилия, даже выходила с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы изменить положение к лучшему. При Кузнецове, естественно, вопрос заглох, одно дело обещать на предвыборных дебатах снизить тарифы, зуб, так сказать, давать, совсем другое - изменить законодательство.

ППЪ politpskov.com/informburo/2360.html

Примечание.
Голиков Максим Николаевич - экономический обозреватель, сотрудничал с медиа-группой Кузнецова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments