mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

115. ПолитПсковЪ. М.Андреев о псковском аэропорте

Познавательную статью "Летать не вредно" опубликовал в "Эксперт.Северо-Запад" Максим Андреев: "Власти Псковской области уверены, что развитие пассажирских авиаперевозок в перспективе способно добавить пару процентов в валовой региональный продукт
     
Потенциальный инвестор согласился было приехать в Псков и оценить перспективы вложения средств в экономику региона на месте, но передумал, едва узнав, что ехать из Москвы придется 12 часов поездом. Похожая история есть едва ли не у каждого крупного псковского бизнесмена. (Прим.1)
      Отсутствие на протяжении полутора десятилетий регулярного пассажирского авиасообщения между Псковом и хотя бы одной из двух российских столиц неоднократно приводило к отмене визитов, нарушению договоренностей и срыву контрактов. После ряда безуспешных попыток весной 2007 года работу рейса Псков – Москва возобновили на условиях дотирования из областного бюджета, но спустя полтора года она вновь приостановилась в силу целого комплекса причин. С сентября 2009 года пассажирские перелеты между столицей и областным центром возобновляются. Кроме того, открывается рейс Рига – Псков, способный связать Псков чуть ли не со всей Европой. Региональные власти уверены, что, поставив область на крыло, они дадут значительный толчок развитию экономики Псковщины.
       Когда считают цыплят
       Вплоть до начала 1990−х годов авиаперевозками была охвачена едва ли не вся территория региона, ежедневные рейсы связывали Псков с Москвой, Ленинградом, Тарту, Таллином, Минском, Киевом, Анапой, Петрозаводском и другими городами.
      После развала СССР эти маршруты в одночасье закрылись, о пассажирских авиарейсах на долгие годы пришлось забыть. Парк самолетов местного авиапредприятия, насчитывавший в благополучные советские годы несколько десятков грузовых и пассажирских машин, стремительно сокращался. На сегодня от былой роскоши в распоряжении ОАО «Псковавиа», 100% акций которого находятся в собственности государства, остались лишь два «АН-26». «Эти самолетики позволяют жить, делать ремонты, покупать оборудование, расходные материалы», – рассказывает генеральный директор «Псковавиа» Александр Туманов. Кроме того, в собственности предприятия после акционирования остался и псковский аэропорт. Обслуживание самолетов чужих авиакомпаний, приземляющихся здесь, также приносит «Псковавиа» достаточно стабильный доход.
       Компания уверенно заняла нишу чартерных грузовых перевозок. «Когда не стало работы дома, ушли в Африку – Гвинею, Анголу, – говорит Туманов. – Когда стабилизировалась обстановка, перешли в Европу». Специализация «Псковавиа» – перевозка живой птицы. Еще в советское время псковские летчики работали по заказам Таллинской птицефабрики. Сегодня они успешно доставляют суточных цыплят для компаний Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, Скандинавии.
       Учитывая, что псковский аэропорт, в отличие от, к примеру, новгородского, продолжал жить, региональным властям удавалось привлекать средства для его развития. Еще в 1994 году он получил статус международного. А в 2004−м областные власти совместными усилиями с Министерством обороны провели работы по удлинению взлетно-посадочной полосы с 2 до 2,5 тыс. м. Это позволяет аэропорту принимать самолеты практически всех типов. (Прим.1)
       В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010−2015 годы» в Пскове будет реализована масштабная реконструкция аэропорта, на осуществление которой планируется привлечь 816 млн из федерального бюджета, 139 млн – из областного и 416 млн – из внебюджетных источников.
       В конце 2008 года представителями региональной администрации озвучивалась возможность перевода «Псковавиа» из государственной в областную собственность. Однако на данный момент власти, по словам главы Комитета по транспорту и связи администрации Псковской области Дмитрия Разумова, взяли в этом вопросе паузу. «В принципе, не проблема получить в собственность имущество аэропорта. Но нужно понимать, для чего нам это, – говорит Разумов. – На данный момент мы планируем привлечь экспертов к написанию пошаговой концепции развития аэропорта, чтобы к концу года четко понимать, что дальше делать».
       В то же время региональные власти намерены получить в собственность аэропорт Великих Лук – второго по величине города области. Предполагается развивать его в качестве аэропорта вспомогательной и малой авиации. «Пассажиропоток там очень сложно запустить, – считает Дмитрий Разумов. – В дальнейшем можно обсуждать рейс Москва – Великие Луки – Псков, но все это нужно конкретно считать».
      Нелетная область
      Что касается пассажирского авиасообщения между Псковом и столицей, то местные власти периодически пытались наладить его с начала 2000−х годов. В июне 2002−го такую попытку предприняла авиакомпания «Евразия», но уже в сентябре того же года полеты прекратили из-за нерентабельности. Весной 2006−го об открытии рейса Псков – Москва объявила государственная транспортная компания «Россия». Но и ее самолеты совершили по этому маршруту всего три рейса. Спрос на билеты практически отсутствовал, самолет отправлялся с тремя-четырьмя пассажирами на борту.
       Ситуацию удалось переломить лишь в 2007 году, после принятия Областным собранием целевой программы «Развитие авиационных услуг в Псковской области на 2007−2009 годы», предполагающей дотирование пассажирских авиаперевозок. Бюджет программы изначально запланировали в размере 38,2 млн рублей. В том числе 15 млн рублей должны были быть выделены из средств регионального бюджета (по 5 млн в год) и 23,2 млн – изысканы ОАО «Псковавиа». Впрочем, выдержать эти цифры не удалось. Областные власти раз за разом обращались к депутатам Облсобрания с просьбой внести изменения в целевую программу. Полеты начались в конце мая 2007 года, и уже через восемь месяцев 15 млн рублей, предусмотренные на дотирование авиаперевозок, были потрачены. Более того, по просьбе региональной администрации на эти цели выделили еще 15 млн. Левое меньшинство в региональном парламенте роптало, но деньги выделялись: в конце концов, депутаты-предприниматели составляли значительную долю постоянных пассажиров авиарейса.
       Стремясь поднять популярность авиамаршрута Псков – Москва и приблизить день его выхода на самоокупаемость, областные власти не жалели сил и средств на его рекламу. Тогдашний губернатор Псковской области Михаил Кузнецов заявлял, что «организация авиасообщения жизненно необходима 3−4% населения области, но это как раз те люди, от которых зачастую зависит экономический прогресс региона». Кроме того, стремясь увеличить наполняемость рейса, Кузнецов обязал чиновников администрации отправляться в командировки в столицу исключительно по воздуху.
       Между тем компании, осуществляющие полеты по маршруту Псков – Москва, сменялись одна за другой. Сразу после старта этого авиарейса в мае 2007 года перелеты между областным центром и столицей осуществляла питерская компания «Выборг», располагавшая самолетом «ИЛ-114». Уже в августе на ее место пришли «Саратовские авиалинии», использовавшие «ЯК-40». Эту компанию, в свою очередь, осенью 2007 года потеснил ханты-мансийский «ЮТэйр» с «АН-24». Наконец, в феврале 2008−го на смену «ЮТэйру» пришел принадлежащий правительству Москвы «Атлант-Союз» с Embraer-120 бразильского производства.
       Представители каждой новой авиакомпании заявляли, что уж они-то пришли всерьез и надолго, а чиновники областной администрации обещали, что с новым суперэкономичным самолетом появится перспектива выхода рейса на самоокупаемость. Впрочем, этот финансовый горизонт, как ему и пристало в соответствии с оптическими законами, удалялся по мере приближения к нему. «Атлант-Союз» продержался на псковском рынке дольше прочих – до марта 2009 года, после чего полеты были прекращены: новый виток кризиса совпал со сменой руководства предприятия. В результате, по признанию Дмитрия Разумова, региональные власти полностью утратили связь с авиакомпанией и были вынуждены объявлять новый конкурс, победителем которого стала компания «Регион-Авиа».
       Увидеть Париж и улететь
       «Регион-Авиа» планирует начать полеты из Пскова в Москву с 7 сентября. Компания также будет использовать Embraer-120. При этом коммерческий директор предприятия Алексей Савченков настаивает, что, по сути, «Регион-Авиа» открывает «не рейс сообщением Псков – Москва, а маршрутную сеть с пересадками в «Домодедово»: с пересадкой в столице можно будет добраться едва ли не до любого крупного российского города.
       По словам Дмитрия Разумова, в соответствии с договоренностью между авиакомпанией и администрацией области к 2010 году рейс должен быть выведен на безубыточную основу и, возможно, стать ежедневным. По его мнению, «очень важен вопрос доступности для жителей Пскова территории страны. Хотя географически мы находимся вроде как в центре вселенной, но когда заходит речь о доступности тех или иных направлений, то вдруг оказывается, что мы должны выезжать в ночь, чтобы улететь куда-то дальше». Кроме того, Разумов утверждает: «Если сравнить разные субъекты, то в тех, где есть авиасообщение, экономические показатели, валовый региональный продукт растут минимум на 1−2% быстрее, чем в тех регионах, где авиаперевозок нет».
       Как сообщает Дмитрий Разумов, в настоящее время рассматривается вопрос об установлении авиасообщения между Псковом и Санкт-Петербургом. На данный момент рентабельность такого проекта неочевидна: не так давно по этому маршруту начал курсировать дизель-электропоезд, позволяющий преодолеть расстояние между городами за четыре часа. Решением может стать организация авиамаршрута Минск – Псков – Санкт-Петербург, однако этот вопрос, по словам Разумова, пока находится в стадии разработки.
       Зато перешел в практическую плоскость другой проект – авиамаршрут Рига – Псков, полеты по которому начинаются с 1 сентября. Латвийская авиакомпания AirBaltic на самолетах Fokker-50 два раза в неделю будет осуществлять рейсы. С 28 октября их количество предполагается увеличить до четырех раз в неделю. По словам регионального менеджера AirBaltic по России Светланы Малюк, компания еще не имеет четких прогнозов по срокам вывода этого маршрута на уровень рентабельности. При этом каких-либо финансовых дотаций из регионального бюджета она получать не будет. Впрочем, в AirBaltic рассчитывают, что рейс привлечет достаточно пассажиров: Латвия занимает первое место по числу иностранных инвестиций, вложенных в экономику Псковской области. В условиях же разворачивающегося экономического кризиса все больше предпринимателей этой страны подумывают о выходе на российский рынок. AirBaltic рассчитывает привлечь и российских туристов: расписание полетов составлено таким образом, что, вылетев из Пскова утром, к обеду пассажир может на самолетах этой же компании добраться до 60 городов Европы. Цены на сквозные маршруты у AirBaltic достаточно привлекательны. При этом билет до Риги на первых порах с учетом всех сборов будет стоить около 1,6 тыс. рублей.
      По мнению Дмитрия Разумова, было бы неплохо, если бы самолет из Риги делал посадку в Пскове, а затем отправлялся в Москву. Но латвийская авиакомпания совершать такие рейсы не может, а среди российских перевозчиков желающих пока нет. Впрочем, в перспективе конкуренцию любым пришлым авиакомпаниям на местном рынке рассчитывает составить «Псковавиа». Программа развития предприятия, по словам Александра Туманова, предполагает в течение ближайших пяти-шести лет закупку новых самолетов – шести пассажирских и четырех грузовых. По расчетам Туманова, первые машины могут пополнить авиапарк предприятия к концу 2010 года.
      Генеральный директор «Псковавиа» рассказывает, что, заключая договор на обслуживание с AirBaltic, псковская авиакомпания внесла в него пункт, согласно которому в случае приобретения собственных пассажирских самолетов она получает право осуществлять полеты в Ригу на паритетных началах с латышами. Кроме того, Туманов считает перспективной организацию чартерных пассажирских рейсов на южные направления непосредственно из Пскова. «Сочи, Анапа, Сухуми, Турция, возможно, Украина… В этом отношении рынок не забит, – уверен он. – Я не вижу здесь особых конкурентов. Мы должны быть нормальной, развитой региональной авиакомпанией». http://www.expert.ru/printissues/northwest/2009/33/pragrammy_razvitiya/
     Можно было бы также добавить про роль военных - десантников и летчиков Берлинского полка. Ведь из Пскова борты постоянно шли и в Боснию, и в Косово, и в другие интересные заграничные места (Прим.2).


ППЪ - politpskov.com/informburo/2377.html

Примечания:

Прим.1 Всё-таки это зачастую отмазка, хотя не исключаю, что такой фактор имел место быть.
Прим.2 Да, действительно, удалось удлинить псковскую ВПП. Хотя денег было в областном бюджете в обрез, но я решил тогда всё-таки продолжать финансирование в целях будущего. Было важно сохранить международный пункт пропуска, да и сам Берлинский полк, а также улучшить инфраструктуру на будующее.
Прим.3 Было дело. Сам летал из Пскова в Боснию и в Косово к нашим десантникам.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments