mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

307. ПолитПсковЪ. Фестиваль проведен, потери пять роялей

Не откликнулся вовремя на музыкальный ежегодный фестиваль "Крещендо", исправляюсь. Самое главное в этом событии, то, что оно происходит. Происходит благодаря нескольким людям, прежде всего Д.Мацуеву и Д.Смелянскому. И, само собой, благодаря губернатору А.Турчаку, решением которого "Крещендо" стал частью псковской культурной жизни. Наряду с театральным фестивалем и праздником поэзии в "Михайловском" "Крещендо" задает некую планку, причём высокого уровня и на постоянной основе, чем оказывает области неоценимую услугу в культурном развитии. Конечно, ориентирован фестиваль классической музыки на подготовленного зрителя, то есть на людей с достаточной подготовкой, но таковой зритель в Пскове есть, достаточно, чтобы заполнить зал. Из публикаций по теме самая любопытная, как обычно, в "Псковской губернии". Хотя автор Алексей Семенов и нарочито сурово настроен к АПО и к мероприятию, прочитать небезыинтересно: "Истина в огне

Высокое искусство потому так и называется, что умеет подниматься над схваткой или мышиной вознёй

«И так будет каждый год», - заявил арт-директор музыкального фестиваля «Crescendo» Денис Мацуев, когда закрывал псковскую часть фестиваля в прошлом году. Пока его слова сбываются. Правда, дается это дорогой ценой.

Цена успеха

Еще за несколько дней до открытия VII фестиваля «Crescendo» к Большому концертному залу Псковской областной филармонии тянулся ров, через который был переброшен деревянный мостик. Похоже, такой же шаткий мостик соединяет нашу культуру и наше бескультурье. Всё балансирует на грани здравого смысла, хорошего вкуса, полного бесстыдства и дорогого удовольствия. Ремонт в БКЗ провести успели. Примерно 7,5 миллионов рублей ушли на замену светового и звукового оборудования и ремонт сцены. Установка автоматической системы пожаротушения и замена вентиляции обошлась в 8 миллионов рублей. Ров под мостиком нужен был для того, чтобы подвести воду. Как показывает печальный опыт, без воды в филармонии роялю делать нечего.

Мировой рекорд

За неполный год для псковской областной филармонии приобрели два рояля «Steinway» стоимостью 5 миллионов 200 тысяч рублей каждый. Это рекорд страны. Первый рояль обуглился во время прошлогоднего пожара. Похоже, превращение музыкального инструмента в вещдок – одна из особенностей современной псковской музыкальной культуры. Перформанс для узкого круга лиц. За пять лет (с 2006 по 2010 год) в Пскове сгорело пять роялей. И это уже рекорд мира. Уголовные дела прочно увязли в экспертизах, виновных так и не установили, но причастных на всякий случай наградили. А председатель областного комитета по культуре Александр Голышев вскоре после декабрьского пожара избавился от унизительной приставки «и. о.» и вновь стал полноценным председателем.

То, что он на своем месте, Александр Голышев еще раз доказал 24 сентября 2011 года, когда вместе с Денисом Мацуевым и генеральным продюсером фестиваля Давидом Смелянским открывал «Crescendo-2011».

Александр Голышев повел себя как опытный чиновник современного типа. Не сумев предотвратить пожар в филармонии, руководитель областного комитета в актив действующей власти отнес суммы, потраченные на восстановление поврежденных объектов. Умение публично и без смущения превращать минусы в плюсы – признак высокого класса. Так что соло Александра Голышева, в определенном смысле, было не чуть не хуже, чем последующая игра Дениса Мацуева на рояле.

Ручная работа

24 сентября 2011 года Александр Голышев вышел на сцену БКЗ не с пустыми руками, а с билетом на тот самый несостоявшийся концерт, назначенный на 26 декабря 2010 года. Именно в тот день петербургский пианист Пётр Лаул должен был отметить в Пскове презентацию рояля «Steinway» исполнением музыки Шопена. Но зажигательный концерт начался двумя днями раньше, 24 декабря. Похоронным стал не какой-нибудь допотопный марш Шопена, а звук пожарных сирен, под которые рояль, доставленный из Гамбурга, вначале обуглился, а потом принял на себя потоки воды. При этом с него не успели снять даже фирменную ленточку. Ленточка сохранилась неплохо. Остальная часть рояля выглядела значительно хуже. Таким образом, рядовой для мировой музыкальный общественности несостоявшийся концерт вошел в историю и быстро оброс слухами. Один рояль «Steinway» создается несколько лет. Чтобы уничтожить рояль, потребовалось полтора часа. Надо иметь в виду, что почти вся работа по созданию рояля «Steinway» - ручная. Хвойные деревья используются для изготовления резонансной деки, лиственные – для корпуса, американский тополь – для крышки рояля. Но и псковские пожары – тоже рукотворная работа. Кто-то недосмотрел, кто-то перегорел, кто-то нагрел руки.

«Для нас, пианистов, зрелище сгоревшего рояля является одним из самых шокирующих, - сказал, узнав о пожаре, пианист Пётр Лаул. – Это как будто живое существо сожгли». В общем, «Steinway» сгорел мученически, словно на костре инквизиции. Вот только во имя чего принесена была эта жертва?

Дымовая завеса

Таким образом, фон для «Crescendo-2011» получился очень своеобразным. Из-за дымовой завесы то и дело проступали неприглядные черты. Но из той же завесы вырывалась музыка высокой пробы. Некоторых псковских зрителей, сумевших попасть на труднодоступные концерты, это приводило в смущение. Как относиться ко всему происходящему? Чего здесь больше – пускания пыли в глаза или высокого искусства? В этих обстоятельствах, как и положено, все решало исполнительское мастерство. И оно было по-настоящему высоким. Высокое искусство потому так и называется, что умеет подниматься над схваткой или мышиной возней. Концерт начали с «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, в которой рояль не звучит. Так что «Steinway»-дебютант еще некоторое время стоял в ожидании и сверкал.

Фестиваль «Crescendo-2011» начал разбег под фанфары. Музыканты Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом и зрители в зале словно бы образовали вокруг рояля хоровод. И уже во время исполнения Концерта № 1 для фортепиано с оркестром, до-минор, Oр. 35 Дмитрия Шостаковича стало понятно, что оркестр под руководством Башмета – лучший из оркестров, приезжавших в Псков на фестиваль «Crescendo». С исполнения этого произведения Денис Мацуев открыл концертную жизнь филармоническому роялю «Steinway» (сгоревший в 2006 году чешский рояль «Petrof» в свое время в Пскове презентовал недавно ушедший знаменитый пианист Николай Петров).

Раскованная музыка


Концерт № 1 Дмитрий Шостакович написал в 1933 году, то есть до того, когда газета «Правда» обвинила композитора в том, что в его опере «Леди Макбет Мценского уезда» «музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается». Однако если исключить из текста зловещий оттенок, то можно согласиться с газетным анонимом: новаторская раскованная музыка Шостаковича очень часто не только убаюкивает или зовет на подвиг, но и, действительно, когда надо, крякает, ухает, пыхтит и задыхается. В этом и есть ее жизнь, ее сила.

И здесь нужны музыканты уровня Дениса Мацуева и оркестра «Новая Россия», чтобы правильно донести до слушателя то, что написал Шостакович. Не менее важную роль во время исполнения Концерта № 1 сыграл и солист-трубач Сергей Стрищенко. Прежде чем уйти за кулисы, Денис Мацуев и Юрий Башмет, усевшись на один стул, сымпровизировали на рояле на тему «Подмосковных вечеров» Соловьева-Седого. Это была какая-никакая компенсация за отсутствие в этом году в Пскове джазового «Crescendo».

Пёстрая лента

После перерыва «Новая Россия» и зрительный зал погрузились в позапрошлый «золотой» век вместе с Симфонией № 5, ми минор, Op. 64 Петра Чайковского. Самокритичный Чайковский в одном из писем прошелся по этой симфонии безжалостно. «Симфония оказалась слишком пестрой, массивной, неискренней, растянутой, вообще очень несимпатичной», - написал он (хорошо, что она не «крякала, ухала, пыхтела и задыхалась»). Как показало время, Чайковский погорячился. Хотя «побочных эффектов» в ней действительно достаточно. Однако главная тема симфонии прослеживается явственно – это тема судьбы. Симфония № 5 начинается за упокой – траурным маршем, а заканчивается бодро, торжественно, почти победоносно. Но Юрий Башмет и его оркестр не удержались и продолжили победоносное шествие, сыграв на бис «Венгерский танец» Аллегро мольто Брамса.

И совсем уж напоследок прозвучала веселая пьеса «Tico-Tico no Fuba» («Воробей на кукурузной крупе») бразильского композитора Зекинья де Абреу. Кто только не исполнял эту бразильскую мелодию в стиле «choro» - от оркестра Джеймса Ласта до Чарли Паркера. Вот и оркестр «Новая Россия» отметился. Этот эстрадный номер был компенсацией для зрителей за «трудного» Шостаковича и душный тесный вестибюль. Следующие два дня фестиваля «Crescendo» показали, что открытие Большого концертного зала филармонии после ремонта стало не единственным открытием в новом музыкальном сезоне
.

Продолжение обзора тут"

10.10.2011

ПолитПсковЪ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments