А недавно изменилась и регистрация "Пищепрома", что неудивительно в ситуации войны прокуратуры и обладминистрации с Гавунасом. ПЛН осветила историю с "Пищепромом", выйдя на обобщающий вывод о нездоровых тенденциях в областной экономике: "Куда уходят деньги, в какие города?
На днях начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области Татьяна Кокарева поведала псковичам, что налоговые поступления за этот год сократились. Не то, чтобы критично – за 10 месяцев в городскую казну собрали 1,103 млрд. рублей, что на 2 процента меньше, чем в прошлом году. Однако эти 2 процента составили более 20 млн., за один только октябрь недобрали 8 млн. рублей. Если учесть, что ценники не стоят на месте и даже по официальным данным инфляция составляет 6% годовых, картина получается невесёлая.
В общем-то, Псков не сильно выпадает из общероссийской тенденции – везде с доходами беда. Денег в стране нет. Главный налоговик России Михаил Мишустин ещё в июле, встречаясь с Путиным, ничем главу государства порадовать не смог. Налогов в целом по стране собрали на полпроцента меньше чем в прошлом году, из-за олимпийских долгостроек резко упала собираемость НДС и приходится остатки компенсировать налогами с физических лиц. Тут у нас порядок – таковых за первое полугодие собрали на 11% больше прошлогоднего.
Если же брать отдельно бюджеты региональные, то картина получается и вовсе неприглядная – совокупные доходы регионов упали на 5%, при этом поступления налога на прибыль сократились на 26%, а помощь из федерального бюджета – на 16%. Такими темпами не то что ВВП удвоить, а как бы на уровень 90-х не скатиться.
Однако же кризис в стране местные власти не оправдывает, тем более, что наши, псковские убытки вызваны не какими-то глобальными процессами, а имеют одну и вполне определённую причину. Это бегство крупных налогоплательщиков.
Самый громкий эпизод, конечно, связан с перерегистрацией компании «Псковпищепром», сменившей псковскую прописку на московскую. Предприятие было «ликвидировано» и переехало в столицу ещё в апреле сего года, однако, факт этот выплыл буквально неделю назад и, похоже, стал неожиданностью даже для главы администрации Пскова Игоря Калашникова. Конечно, «Псковпищепром» – предприятие для нашего региона особенное, уже не первый раз оказывающееся в центре скандальных новостей. Вот и сейчас смену адреса связывают с уголовным преследованием по делу об уводе акций госпредприятия Михаилом Гавунасом. Верёвочку можно раскручивать долго. Например, существует версия, что крах «серого кардинала» псковской политики был связан с глобальным переделом рынка керамзитных материалов в стране или еще чем-нибудь…
Суть не в этом, а в том, что городской бюджет будет получать на 15 миллионов рублей в год меньше. Так что все огромные субвенции, которыми экс-губернатор Михайлов в своё время накачивал через ГУП «Псковалко» «Псковпищепром», оказались пущенными в трубу. (Всё-таки тема "Псковалко" для кузнецовской ПЛН остается больной. Субвенции окупались сразу же в год выплаты, поэтому более чем странно писать о них в таком тоне. Политика Михайлова в этом вопросе была весьма эффективна, а вот все рассказы Кузнецова и прочей братии о том, что они знают как лучше вести дела давно уже закончились полным фиаско. Кузнецов ничего не сделал полезного, а только обанкротил "Псковалко". Хотя, надо отдать должное, не стал топить "Пищепром", впрочем не без своей конкретной выгоды, конечно - ППЪ).
Бывшим крупнейшим налогоплательщиком Псковской области дело не ограничивается. Тот же, Игорь Калашников, комментируя ситуацию с собираемостью налогов, заметил, что может назвать ещё примерно десяток крупных предприятий, которые были крупными плательщиками в городской бюджет и тоже предпочли сменить юридический адрес. И это только в областном центре.
Те, кто ещё не убежал, предпочитают всячески оптимизировать свою налоговую базу. Например, «Псковский хлебокомбинат» стал платить налогов меньше почти в два раза, уменьшились платежи от «Псковнефтепродукта». Руководство компаний объясняет ситуацию просто – сокращение заработной платы, и, соответственно, начисляемых на неё налогов.
Ещё один не очень радостный для нас процесс – в ходе укрупнения компаний псковские филиалы частенько оказываются переподчинёнными тому же Новгороду. В качестве примера достаточно привести Ростелеком или МТС.
Одним словом, крупные налогоплательщики изыскивают любые возможности, чтобы на налогах сэкономить, и основными «кормильцами» местного бюджета оказываются те, кто просто не может спрятаться. Поэтому городская казна кое-как сводит концы с концами за счёт НДФЛ и земельного налога.
Так почему же предприниматели не хотят регистрировать свой бизнес по месту деятельности? Ведь не от «петли Паршева» они бегут, не куда-то в тёплые края, где рабочая сила дешевле, а климат теплее. Тем более, что сами-то корпуса и рабочие остаются здесь, на псковской земле. Значит, хозяева фирм хотят сменить только одно – власть, с которой им приходится работать. Владельцы предприятий голосуют «ногам» – и выбирают Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород. Пока не только инвестор не идёт в регион, но и те, кто раньше работал и деньги платил, потихоньку пакуют чемоданы.
Можно, конечно, сказать, что так им проще предприятия банкротить, да от гнева рабочих прятаться. Может быть и так, но не всем же? Да и не о фирмах-однодневках речь идёт, а о вполне солидных компаниях, которые успешно работали и закрываться не собираются…
Глядя на вянущих в местном инвестиционном климате бизнесменов, региональные власти заказывают многомиллионные исследования о том, как повысить собственную эффективность и рисуют красивые проекты. Возводят бизнес-инкубаторы и особые экономические зоны. Формируют благоприятный имидж. А, может быть, всё гораздо проще?..
Парадокс! Пока областные власти заманивают любым калачом резидентов в особую экономическую зону «Моглино», дают им льготы, отсюда бегут те, кто уже есть.
Увы, с 2009 года не объявилось каких-то крупных компаний из северной столицы, желающих получить прописку в Пскове. Зато подрядчиков, строителей, дорожников, теснивших местные фирмы и выигрывавших конкурсы, появилось сколько угодно. Финансовый поток между Псковом и Питером, хотя и установился, но совсем не в ту сторону, которая могла бы радовать псковичей.
Получается ситуация, отзеркаливающая российскую политику, когда правительство зовёт инвесторов, но при этом все свои деньги почему-то вкачивает в американские облигации, а не в русские дороги и заводы. Понятно, что глядя на эти бизнес-процессы, ни один инвестор со стороны тоже деньгами рисковать не торопится. До тех пор, пока власть личным примером не покажет, что деньги нужно вкладывать там, где живёшь и работаешь, пока не приведёт в регион в качестве деловых партнёров своих друзей и знакомых – и не для того, чтобы подзаработали на госзаказах, а чтобы сами начали вкладывать деньги в строительство и промышленность – никто со стороны сюда не поедет.
А насчёт эффективности можно добавить только одно. Фраза «делай, как я» мотивирует гораздо эффективнее фразы «делай, как я скажу».
Илья Петров
11.11.2013
ППЪ