mikhailove (mikhailove) wrote,
mikhailove
mikhailove

946.Архив. Дмитрий Галковский. Встреча в Красноярске - май 2009


https://youtu.be/XtPGEuOhFjA
Начало мая 2009. Встреча с читателями в Красноярске. Два идиота. Амплуа журналиста, историка и писателя. Кожинов. Смерть Гагарина. Мифы революции. Вальтер Скотт. Дом-2. Развал СССР. Образование.
О поездке смотри - http://galkovsky.livejournal.com/146942.html
http://galkovsky.livejournal.com/146964.html
http://galkovsky.livejournal.com/147228.html

Текст от юзера hasisin с выдержками выступления:

Дмитрий Галковский как педагог

Известный (а возможно, единственный) русский философ Дмитрий Галковский во время недавнего визита в Красноярск встречался с разными аудиториями. Везде его принимали не скажу восторженно, но – завороженно. Встреча с читателями – более двух часов, никаких признаков нетерпения со стороны публики. Человек на сцене говорит устало, хрипло, забывает, на какой вопрос отвечал, теряет мысль, находит мысль... Разгадка, наверное, в том, что мысль вообще есть. Наличие мысли (мыслей) в собеседнике – не сказать, чтобы такое уж частое явление. Есть люди, которые интересно говорят или пишут. Галковский интересно думает.

Я испытал что-то очень похожее на зависть во время встречи Галковского с детьми из «Творигоры». Я просто видел, как менялось их настроение по ходу разговора. Когда приезжий непонятный человек в клетчатой рубашке говорит: «Наша встреча продлится десять минут и, возможно, перевернет всю вашу жизнь» - понятно, скептические ухмылки. Он начинает рассказывать про движение утят, про компьютерные игры. Все мимо. Ехидные вопросы: «А это коммерческая организация?» «А спонсорством вы занимаетесь?» Вдруг в какой-то момент беседы происходит щелчок. Галковский говорит: «Что такое любовь? Это когда чудовищно переоцениваешь другого человека. И когда он отвечает тебе тем же самым. Это счастье». Потом что-то о деньгах. О том, что у каждого человека есть некий предел, выраженный в у.е., и выйдя за этот предел, человек ломается и становится несчастным. «Для чего вы пишете?» - спрашивают у Галковского. «Зачем вообще все?» Они ему верят. У них, как бы это сказать, лица становятся другими. Десять минут. Мы уходим.

Выдержки из выступления Дмитрия Галковского в гимназии «Универс» (Красноярск).

О необходимости и бесполезности университетов

Развитие гиперинформационного общества привело к тому, что само пребывание в стенах университета на 90 процентов обессмыслилось. Раньше поступить в университет было нужно из-за банальной необходимости пользоваться университетской библиотекой. А сейчас есть интернет... Учиться в университете стоит только потому, что там есть возможность общения с интеллектуалами. Причем общения не обязательно в виде какого-то лекционного курса. Это могут быть семинарские занятия, совместная работа над курсовой или дипломом. Живое общение позволяет узнать не только то, что человек говорит, но и как и почему он это говорит, что он вообще за зверь. И это позволяет человеку подражать. Обучение на 99 процентов – это подражание, и человек – это прежде всего существо подражательное, чем и отличается от животных. Подражать книге – нельзя, а человеку – можно. И когда человек подражает высшему чему-то, даже не понимая этого, он растет. Как ребенок, когда он повторяет какие-то родительские фразы, словечки, не понимая их смысла сначала – он включается во взрослую культуру, и это сильно помогает ему развиваться. Поэтому, что касается личного общения, этим университет будет ценен всегда. А какие-то книги – дело десятое.

О гармонично развитой личности

Я всегда считал, что я человек шарообразный, гармонически развитый. Потому что – что такое гармонически развитая личность? Это Колобок... Но внезапно лет в 45 я понял, что я левша. Правда, переученный. Меня переучили в детстве, и я не понимал, что я левша. Но у меня и сейчас основная рука – левая. Я пишу правой, а указываю левой. Путаю, где право, а где лево. Может быть, это как раз проявление гармоничности – свидетельство того, что у меня оба полушария развиты?.. А лет в 35 я понял, что у меня нет слуха. Хотя мне нравится классическая музыка, арии какие-то нравятся. Но слуха – нет. Я не могув трезвом состоянии напеть самую простую мелодию. Хотя мой отец учился в консерватории, мой дядя был известным дирижером... Но вот Бог не дал – и не дал. Для меня математика – нечто совершенно запредельное. У меня нет никаких математических способностей. И постепенно возникает вопрос – здесь нет способностей, там нет. А где есть-то? Может, нигде и нету? Может быть, я просто не все знаю о себе? В какой степени мое существование уникально, а в какой – типично? Я думаю, что я человек достаточно типичный. Большинство людей узко специализированы – какое-то одно качество у них развито, остальные нет. А система среднего образования старается сделать из человека гармонично развитого колобка – он и на скрипке играет, и математикой занимается, и стихи пишет... Это все – фикция, основанная на глубоко ложной идее о человеке и его природе. Советской идее о гармонично развитой личности. То есть человек сидит, лепит из пластилина, ему ломают пластилин, говорят – давай играй на гармошке, ты должен быть гармонически развит! С моей же точки зрения, образование – это когда мальчику или девочке ставят такую галочку – ага, лепит из пластилина, надо усилить. У него способность, талант. Может быть, и нет особого таланта, но надо проверить. И наоборот – тут хорошо, тут похуже, а математика – провал. Не соображает вообще ничего. Ну, не соображает, и не надо. Он же не дебил. И без этого проживет. Какие-то элементарные навыки – писать, читать, считать, знать, сколько континентов – школа должна давать каждому. И это способен освоить каждый. А вот логарифмы, дифференциальные исчисления – нужны совершенно точно не всем.

О навыках общения

Главное, что должна давать школа – это навыки самообучения и навыки общения. Последнее в советских школах вообще было полностью разрушено. Люди разучились общаться. В обычной американской школе развита система школьных клубов. Для чего существуют эти клубы? Чтобы девочки и мальчики научились общаться. Научились подчиняться лидеру группы и отстаивать свое достоинство перед лидером. Определять свою принадлежность – в какой клуб вступить. Дальше это развивается в системе студенческих клубов, ферайнов. И люди, «как бы резвяся и играя», получают такой колоссальный объем информации о людях и отношениях между людьми, какой наш человек получает только к концу жизни, путем проб, ошибок, проблем и катастроф. Люди не могут правильно выслушать человека, не могут правильно начать разговор, свернуть разговор. Почему-то то и дело переходят на личности. Когда переходит на личности хам, это понятно. Когда переходит на личности культурный, интересный человек, то его жалко. Он выступает не в своем амплуа.

О преподавателях-мужчинах

Мне немножко сказали об этой школе и сказали, что здесь очень много преподавателей-мужчин. Меня это очень порадовало, потому что перекос в сторону женского образования, он, конечно, страшен и неестественен. И в других странах такого нет. Потому что профессия учителя – это не женская профессия. Изначально это чисто мужская профессия, сейчас женщины отвоевывают себе место в педагогике, они могут этим заниматься очень хорошо, но какие-то женские качества они должны при этом подавлять. Это как при вождении автомобиля – когда возникает опасная ситуация, мужчина испытывает ощущение агрессивности, собранности, ему хочется что-то сделать, он быстрее соображает, быстрее двигается и препятствие преодолевает. У женщины другая реакция на опасность – замереть, ничего не делать, не двигаться. В обычной ситуации женщины за рулем не хуже, а то и лучше мужчин – они аккуратнее, они не пьют... Но когда возникает опасная ситуация, женщина себя ведет зачастую самым нелепым образом.

Что касается образования – мужчины-учителя не любят детей, по большому счету. Дети им до лампочки. Поэтому мужчина не стремится учеников переформатировать, заставить их измениться. Мужчины более терпимо относятся к индивидуальным особенностям. Поэтому, если во главе класса стоит мужчина, у учеников больше развито индивидуальное начало, на мой взгляд. Вот у нас в школе было всего двое мужчин – учитель труда и учитель истории. И это были мои любимые учителя. Они были такие спокойные. Я шалил – они наказывали, не шалил – не наказывали. Ничего личного по отношению ко мне, никакого «пресловутого Галковского»...

О преподавании

В моей бурной долгой жизни был и короткий период преподавания. Я преподавал в Театральном лицее в Москве. Одной из моих студенток была девушка по фамилии Толстоганова, которая впоследствии стала известной актрисой... Я преподавал русскую литературу, принимал участие в выпускных экзаменах. Мне это было любопытно, интересно и не отнимало много времени. Мне интересно что-то или кого-то переделать. Дальше уже становится скучно. Они действительно, будучи уже выпускниками школы, у меня читали Тургенева и Лермонтова, то есть я сумел их заинтриговать. Но, когда эта ситуация была достигнута, дальше мне уже было не так интересно с ними. А делать это из года в год... То есть я скорее кризисный менеджер. Его вызывают, когда фирма рушится. Работать на одном месте для такого человека – нецелесообразно. Меня мог бы ангажировать на полгода философский факультет, например. За это время я бы убедил студентов оттуда уйти. Это интересная задача.

Как убедил бы? Да запросто. Что они станут делать после окончания этого факультета? Раньше было распределение преподавателей основ марксистско-ленинской философии. Такой человек был нужен в любом вузе. Это хлеб. Кроме этого, были преподаватели научного коммунизма и политэкономии. А сейчас куда? По специальности после выхода из университета работает максимум три человека из ста. Я просто принес бы социологические результаты трудоустройства выпускников за последние пять лет. Если 70 процентов сразу после выпуска идут в бизнес, зачем им тратить время на философию? Шли бы сразу в школу экономики. Ребята неглупые, вуз престижный, могли бы устроиться в любое другое место... Так что, думаю, за полгода управился бы" (ссылка).

Tags: галковский, история, красноярск, маркс, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments